HR BP на рынке труда: вакансии, зарплаты, навыки
Бизнес требует изменений, а к изменениям важно привлекать тех, кто к ним готов. На рынке труда сегодня наблюдается рост вакансий для HR BP — специалистов, от которых во многом будет зависеть успех компаний не только сегодня, но и завтра.

По аналитике hh.ru, наибольшее количество вакансий для HR-бизнес-партнеров сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Чаще всего таких специалистов разыскивают крупные и зарубежные компании. Но со временем тенденция распространится и на средний бизнес.
Вакансий для HR BP становится больше
Если посмотреть на динамику вакансий по Санкт-Петербургу и Москве, то очевидна сезонность спроса. Количество предложений о работе возрастает весной (самый пик) и к концу года. Чувствуется прирост: в феврале 2016 года по Москве и Санкт-Петербургу насчитывалось всего около 20 вакансий для HR PB, а в феврале 2018 года — более 60. Число предложений о работе год от года растет, и очевидно, что эта тенденция сохранится.

Учитывая, что позиция HR BP — управленческая, то и требования к опыту работы специалистов соответствующие. Больше половины вакансий рассчитаны на менеджеров с трудовым стажем от 3 до 6 лет. Всего 3% предложений доступны кандидатам без опыта работы, но это, скорее, исключение. Однако компании нередко размещают вакансии для стажеров с прицелом вырастить ценный кадр в соответствии с корпоративной культурой и ценностями компании.

Заработная плата
О самом интригующем: заработная плата в Москве для HR BP составляет 102,5 тысяч рублей, петербуржцы могут рассчитывать в среднем на 100 тысяч рублей. Не стоит забывать и о различных бонусах, которые зависят от экономических показателей деятельности компании.
При этом уровень ожиданий у соискателей выше предложения.

Конкуренция
Что касается уровня конкуренции, в Москве на одну вакансию в феврале в среднем претендовали 22 кандидата, хотя нормой на рынке труда считается показатель в 5-6 резюме на одно предложение о работе. Конкурентный фон будет усиливаться.

В Петербурге кандидатам на пост HR BP предстоит менее напряженная конкурентная борьба, однако и им нельзя расслабляться — 14 резюме на вакансию, что почти в три раза превышает норму.

В сравнении с вакансиями резюме прирастают гораздо активнее. И чтобы выделяться на общем фоне, необходимо не только развивать профессиональные навыки, но и обладать всеми необходимыми soft skills.
Ключевые навыки в резюме и требования в вакансиях
Теперь от работодателей перейдем к соискателям. В резюме HR BP из Петербурга встречаем все основные функции HR: от подбора персонала до внутренних коммуникаций. Из важного: большинству специалистов не хватает управленческих навыков — ведения переговоров, управления проектами, организаторских способностей.

Отвечая на вопрос, кто же нужен компаниям, следует обратиться к масштабам и целям бизнеса. Они, конечно же, различны. Однако, если попытаться обобщить важные для HR BP требования, то картина будет такой:
- высшее образование;
- дополнительное образование (курсы, тренинги, семинары) в сфере HR;
- опыт работы в должности (HR generalist, руководитель HR-отдела, заместитель директора по управлению персоналом, ведущий менеджер по управлению) не менее трех лет;
- знание английского (уровень Intermediate и выше);
- понимание процессов адаптации, обучения, C&B, head hunting;
- опыт в разработке и внедрении системы мотивации и KPI;
- отличное знание ТК РФ;
- выстраивание HR-процессов с нуля;
- разработка и успешное внедрение HR-стратегии.
Качества, которые работодатели хотят видеть у специалиста на должности HR BP:
- лидерские качества, умение убеждать, мотивировать;
- проактивная жизненная позиция;
- умение оценивать риски, управлять конфликтами;
- стратегическое мышление, способность к принятию решений, в том числе и нестандартных;
- сильные коммуникативные и аналитические навыки;
- межотраслевая коммуникация;
- умение работать в режиме многозадачности;
- высокая степень ответственности.
Что прокачать, прежде чем занять кресло HR BP
Подбор
Работа современного HR сегодня строится на стыке HR, ИТ (с учетом digital-инструментов) и маркетинга. Хороший специалист должен быть многогранным и разбираться в трендах. С учетом развития соцсетей и мессенджеров стало проще привлекать аудиторию, но важны две вещи: понимание целевой аудитории и использование инструментов для привлечения внимания. Таких, например, как Clickme — это платформа для размещения рекламы вакансий в социальных сетях и на hh.ru. А задачи по массовому подбору сегодня можно здорово упростить с помощью целого ряда цифровых решений.
«Сравним: в среднем рекрутер тратит 23 часа на скрининг резюме для одной вакансии, — говорит Марина Хадина, директор департамента автоматизаций компании HeadHunter. — Машине, чтобы обзвонить более ста человек и пригласить их на собеседование, потребуется всего несколько минут. Все рутинные операции уже может сделать робот, а они составляют 80% занятости HR: прозвон базы, уточнение мотивации к вакансии и необходимых квалификаций, напоминание о встречах, фоллоу-ап после встреч, назначение последующих и тому подобное.
Плюсов в использовании цифровых инструментов подбора несколько: это и автоматизация рутинных задач, и экономия времени на поиск нужных специалистов, и высокая производительность. Кроме того, чат-ботов можно успешно использовать в работе с существующими сотрудниками. Например, оповещать о важных изменениях, приглашать на обучение и корпоративы или проводить опросы».
Адаптация и обучение
Даже если кажется, что все уже знакомо, важно открывать новые горизонты. Например, попробовать дистанционное обучение для сотрудников: они смогут учиться в любое удобное время в любом удобном месте, а вы — отслеживать прогресс, премировать лучших и назначать новые курсы.
«Помимо традиционных видеоформатов для развития сотрудников разрабатываются различные тренажеры и бизнес-симуляции, которые воссоздают рабочие ситуации. Как известно, чем больше практики встроено в обучение, тем вероятнее, что новый навык будет использоваться в работе.
Компания может использовать готовые курсы от провайдеров или сочетать их с собственными программами — многие платформы позволяют это делать. Системы управления дистанционным образованием, которые применяются во многих корпоративных онлайн-университетах, в том числе и в «Академии HeadHunter», дают полную картину обучения в компании: сколько времени сотрудники тратят на изучение материала, насколько успешно усваивают новую информацию, каких результатов достигают», — рассказывает Валерия Лущикова, менеджер продуктов « Академия » и « Оценка талантов » HeadHunter.
Только 11 апреля в Санкт-Петербурге вы сможете познакомиться со всеми нужными инструментами на втором дне «HR-Перезагрузки». Эксперты на практике покажут, как сделать работу удобнее с помощью современных технологий. Развивайтесь с HeadHunter: становитесь HR BP и меняйте бизнес к лучшему!
По всем вопросам пишите на hrconf@hh.ru .